?

Log in

No account? Create an account

заметки дизайнера

Previous Entry Share Flag Next Entry
Большое иранское путешествие. часть 5. Архитектура
yura_koshel


Прежде чем перейти к Ширазу, хотелось бы немного внимания уделить обзору архитектурного стиля Исфахана и его мостам. уверен, архитекторам и дизайнерам будет очень интересно.

Покойный профессор Мухаммад-Карим Пирния, один из ведущих исследователей архитектуры в Иране, разделяет всю иранскую архитектуру на 6 стилей и называет последним "исфаханский стиль". Этот стиль был распространен с 16 по 19 века и, в противоположность его названию, зародился не в Исфахане, а в Азербайджане. Тем не менее наилучшие памятники архитектуры в этом стиле были созданы в Исфахане.

Династия Сефевидов, правившая с 1502 до 1736 гг, имела азербайджанское происхождение и получила название по имени своего предка шейха Сафиаддина Ардебили, который жил на северо-западе Ирана, в районе Азербайджана. Это был известный мистик, имевший множество поклонников и учеников. Основатель династии шах Исмаил, один из внуков шейха Сафиаддина, собрав внушительное войска, завоевал различные районы Ирана. В период правления шаха Исмаила шиитский толк ислама был провозглашен официальной религией Ирана.

Независимо от образования национального государства в Иране, итогом правления Сефевидов стали распространение шиитского толка, развитие внутренней промышленности, строительство и расширение торговых путей, постройка большого количества зданий и развитие искусств. В этот период в Иране началось важное преобразование, наиболее ярко проявившееся в Исфахане. Поскольку Сефевиды перенесли столицу в Исфахан, в этом городе началось массовое строительство крупных зданий, площадей, мостов, просторных улиц, что превратило Исфахан в образцовый город не только Ирана, но и всего Востока.

Известный русский востоковед Владимир Минорский называет Сефевидов представителями "второй волны туркменов", которые имели проиранские склонности в расовом и социально-структурном отношении.
Сефевиды фактически были продолжение той самой традиции тюркской культуры, которая захлестнула все сферы жизни и культуры в Иране.

Важнейшей отраслью искусства в Иране в период Сефевидов была религиозная архитектура, которая испытала влияние архитектурных принципов предыдущих эпох. В исфаханском стиле использовались принципы сооружения крупных зданий с центральным двором и четырьмя эйванами (террасами) по сторонам. В этом архитектурном стиле основной упор делался на величину площади здания, что открывало дорогу для применения новых инициативных решений. В то же время во многих произведениях архитектуры в исфаханском стиле наблюдается повторение таких элементов, как острые арки. Архитекторы соблюдали ритмичное чередование заполненных и пустых пространств, что, помимо визуальной красоты, придавало сооружению пропорциональность и симметричность. К примеру, пустые пространства состояли из прудов, садов, открытых дворов посреди нескольких зданий. Такая же структура использовалась в строении гробниц и дворцов. В исфаханском стиле высота потолка проектировалась таким образом, что между потолком и полом помещались большие пространства, высокие окна и внутренние украшения. Так, в дворце Али-гапу срединный этаж здания спроектирован таким образом, что при взгляде извне внушает мысль о существовании просторных внутренних помещений.

Большая площадь сооружений позволяла применить и другие архитектурные инициативы. В этих зданиях обычно зрителя поражает великолепное освещение помещений. К примеру, архитектура мечети Шейха Лутфуллы в Исфахане сглаживает неприятные противоречия в освещении и создает успокаивающую, духовную атмосферу.

Косой вступительный коридор мечети с его низким потолком ведет в молельню Шейха Лутфуллы, которая считается одной из крупнейших купольных молелен в Иране. В мечети Шейха Лутфуллы центральная часть купола изнутри освещается подобно лучам солнца и создает картину распадающихся в разные стороны солнечных потоков.

Известный востоковед Артур Поуп по поводу этого великолепного купола сказал, что "он символизирует собой величие ночного неба".

В числе главных особенностей исфаханского стиля – простота проектов, использование простых геометрических форм и ломаных линий. В противоположность азербайджанскому стилю, в котором превалировали сложные геометрические проекты, архитектура исфаханского стиля отличается использованием полых куполов, а также семицветной керамики в украшении и прочных, качественных стройматериалов.

Семицветную керамическую плитку получали за счет раскраски белого эмалированного кафеля с последующим обжигом в печи. После этого цветной плиткой облицовывали стены и купол в соответствии с основным узором. В некоторых случаях, особенно в уголках потолка, использовался кирпич и дерево. Наглядный образец можно наблюдать в исфаханской церкви Джульфа.

В этих сооружениях кусочки древесины использовались в качестве облицовки в форме рыбьей чешуи. Такие украшения под потолком придавали верхней части помещений неописуемую красоту.

Основным цветом керамики считался лазурный, а также голубой и синий. Краска получалась из минеральных веществ, которые добывались в руднике под названием Ладжевард (Лазурь) вблизи г. Кашана, который был впоследствии разрушен при землетрясении.

Другую особенность исфаганского стиля в архитектуре составляет создание небольших окон, нургиров, над входной дверью для внутреннего освещения и проветривания внутренних помещений. Эти нургиры изготавливались из древесины, иногда гипса или глины, с использованием небольших кусков стекла и различных геометрических узоров. Прекрасный образец этого можно наблюдать в Доме Ардебили и церквах Джульфа и Ванк в Исфахане, где на цветном стекле нанесены великолепные рисунки рыб, растений, цветов и птиц. Другая форма таких структурных окошек называлась "ороси". Это было решетчатое окно, которое открывалось не вбок, а вверх. Ороси как правило имели деревянные рамки. Образцы таких окошек можно наблюдать в домах в Исфахане, Кашане и Йезде.

В числе прочих особенностей исфаханского стиля можно выделить строительство садов наподобие прекрасных садов северного Ирана, у Каспийского побережья. Здания, как правило, строились в самой середине сада и имели черепичные крыши. Колончатые террасы окружали такие здания со всех сторон. Прекрасными примерами такой планировки являются сады Чехел-сутун и Хашт-бехешт. Помимо того, аналогичные сады созданы в городах Табас, Бехшехр и Махан. Эти города оказались в зоне влияния сефевидских шахов, которые пытались таким образом продемонстрировать свой почерк в архитектуре. В то же время садовые дворцы, в частности в Бехшехре, на севере Ирана, являли собой место летнего отдыха властителей.


Про мосты.

Мосты в Иране являются символом архитектуры, которая издревле тесно переплеталась с социально-культурными обычаями и гуманитарным принципом пожертвования на общественные нужды. В социальной истории Ирана широко наблюдаются случаи строительства общественных зданий вроде мостов, бань, школ и мечетей на частные пожертвования. Конечно, такие пожертвования были возможны в те времена, когда в стране царили спокойствие и безопасность.

Строительство мостов с древних времен претерпевало постепенную эволюцию и в последующие периоды достигло процветания. Наиболее уникальные сооружения такого рода были построены уже в исламском Иране, в 10 и 17-18 веках. Мы уже говорили о том, что династия Сефевидов занялась благоустройством всей страны и преумножения ее величия, превратив Исфахан в образцовый город не только в Иране, но и во всем исламском мире. Архитектурное искусство того периода нашло особое проявление в зданиях, построенных в Исфахане, прежде всего в мостах через реку Заянде-руд. Эти мосты вобрали в себя прекрасную атмосферу улицы Чахар-баг и в то же время прочность и величие дворца Али-Капу и площади Накши-джахан. Мосты были построены не только для перехода через Заянде-руд, но и в качестве места прогулки и размышления человека над смыслом жизни и в то же время для наслаждения прекрасным видом на реку.

Одним из шедевров архитектуры, связанной с водой, считается мост Хаджу.



 Этот мост славится своей неповторимой архитектурой и прекрасными керамическими украшениями. Он сначала предназначался в качестве дамбы на реке Заянде-руд и на отдельных отрезках носил названия «Поле шахи» (Царский мост), «Баба Рукнаддин» и «Хасанабад». Впоследствии мост был назван Хаджу в честь одного из вельмож Сефевидского двора.

Строительство моста началось в 1650 г. по приказу шаха Аббаса Второго. Говорят, что новый мост возводился на опорах старого моста. Мост Хаджу имеет в длину 132 и в ширину 12 метров, возвышается над нижним уровнем галереи на 10 метров. Опоры расположены на расстоянии двух метров.

В мосту Хаджу 21 створ различной ширины. Опоры моста изготовлены из обтесанного камня, галереи из кирпича. В срединной части проход воды может перекрываться деревянной дамбой.

Мост Хаджу имел несколько предназначений: для переправы через реку, прогулки по галереям и получения наслаждения от видов, перекрытия реки и сохранения воды для жарких и засушливых времен, создания чисто эстетической красоты и монументального сооружения.

Мост Хаджу имеет четыре этажа, состоит из 51 большого и малого павильона. В средней части сооружено специальное красивое здание, которое предназначалось для отдыха царской семьи и придворных, украшенное настенными рисунками и узорами из керамики.

По обеим сторонам моста установлены две статуи в виде больших львов, которые придает величие каменной лестнице, проходящей между ними. В срединной части моста существует еще одна лестница, которая позволяет спускаться на нижние этажи.

Территория, прилегающая к мосту Хаджу, весной и летом, особенно в выходные дни и вечера уикенда превращается в место отдыха местных жителей и посещения туристов. Это прекрасное место отдыха создана благодаря специальным градостроительным проектам и озеленению прилегающей к мосту территорию.

В книге «Аббаснама» Мухаммад-Тахира Вахида Казвини приводится пространное описание моста Хаджу и праздничных церемоний, которые проводятся в этом месте. Между опорами моста имеются широкие галереи, с которых отлично просматривается окружающая территория. Архитекторы моста спроектировали образ свечи, символизирующей собой свет человеческого знания, который виден с определенного угла зрения. Свеча просматривается с четырех углов по обеим сторонам моста. Словно пространство между двумя пролетами моста освещается одной свечой.

В г. Исфахане и других точках Ирана в эпоху Сефевидов было построено множество мостов, которые не поддаются перечислению в рамках одной программы. После Сефевидов, в период правления Каджаров, хотя в стране были предприняты меры по строительству и расширению городов, мосты строились не так часто и к тому же не отличались прежней красотой и величием.

Однако использование новых строительных материалов открыло в мостостроении новую эру. Традиционные способы строительства со временем были забыты, вместо известкового раствора все чаще применялись железобетон и металлические конструкции.

Мосты, построенные в Иране за последнее столетие, настолько разнообразны и многочисленны, что их можно разделить на несколько групп: плавучие мосты, пешеходные, арочные, консольные мосты, стальные мосты, каркасные, висячие и т.д.

В Иране по своему предназначению делятся на две основные группы: автомобильные и железнодорожные. Все они в той или иной степени соединяют между собой главные дороги страны и облегчают движение автомобильного и железнодорожного транспорта.

Самый известный мост этого периода – мост Венеск, построенный в 1936 году. Мост, находящийся в провинции Мазендеран, на севере страны, соединяет железнодорожные сети северного Ирана с южной половиной. Мост Вереск соединяет между собой две высокие и труднопроходимые горы под названием Аббас-абад. Интересно, что в его конструкции использован не металл, а цементный раствор, песок и кирпич. Мост общей протяженностью 273 метра имеет 66 метров арочного пролета, 10 створов и возвышается на 110 метров от дна ущелья. Мост Вереск расположен вблизи одноименного селения и по сей день является одной из туристических достопримечательностей Ирана. Весьма примечательным является высокая прочность и устойчивость моста перед лицом стихийных бедствий и тот факт, что огромная масса была сооружена на такой большой высоте.

Другой важный мост, построенный за последнее столетие, - это железнодорожный мост Карун, расположенный в 110 км от порта Имам Хомейни. Мост протяженностью 1100 метров находится в северной части г. Ахваза и создает переправу через реку Карун для железнодорожных составов. Опоры моста сделаны из бетона и камня, на которых воздвигнута металлическая конструкция. По обеим сторон железнодорожного полотна устроены тротуары для пешеходов, снабженные деревянными перилами, которые придают эстетическую красоту металлическому сооружению.

Этот мост наряду с мостом Сефид (Белый, также Висячий мост) являются главными мостами через реку Карун. Мост Сефид был построен во время Второй Мировой войны и имеет протяженность 501 м, ширину около 10 м и большой просвет, облегчающий прохождение транспорта. Конструкция выполнения из металла и болтов покоится на бетонных опорах. Висячий мост Сефид является образцом современного мостостроения в Иране.

Информации о мостах, построенных в Иране, немало. В документации министерства транспорта и путей сообщения Ирана имеются детальные сведения о нескольких тысячах больших и малых мостов. Они включают исторические и современные мосты, в том числе более 150 мостов протяженностью более одного километра. Также имеется около 50 мостов шириной более 50 метров.

И хотя исторические мосты в Иране стали достоянием преимущественно археологии, тщательное изучение конструкции древних строений может выявить немало интересных инженерных решений.

продолжение следует...



  • 1

Большое иранское путешествие. часть 9. Персеполис

User jimq05 referenced to your post from Большое иранское путешествие. часть 9. Персеполис saying: [...] Большое иранское путешествие. часть 5. Архитектура yura-koshel.livejournal.com/10897.html [...]

Большое иранское путешествие. часть 10. Накши-Рустем

User jimq05 referenced to your post from Большое иранское путешествие. часть 10. Накши-Рустем saying: [...] Большое иранское путешествие. часть 5. Архитектура yura-koshel.livejournal.com/10897.html [...]

Большое иранское путешествие. часть 11. Пасаргады

User jimq05 referenced to your post from Большое иранское путешествие. часть 11. Пасаргады saying: [...] Большое иранское путешествие. часть 5. Архитектура yura-koshel.livejournal.com/10897.html [...]

Большое иранское путешествие. часть 9. Персеполис

User loginov_lip referenced to your post from Большое иранское путешествие. часть 9. Персеполис saying: [...] Большое иранское путешествие. часть 5. Архитектура yura-koshel.livejournal.com/10897.html [...]

Большое иранское путешествие. часть 9. Персеполис

User gorlex72 referenced to your post from Большое иранское путешествие. часть 9. Персеполис saying: [...] Большое иранское путешествие. часть 5. Архитектура yura-koshel.livejournal.com/10897.html [...]

User comte_de_varand referenced to your post from Голестан saying: [...] Большое иранское путешествие. часть 5. Архитектура yura-koshel.livejournal.com/10897.html [...]

Большое иранское путешествие. часть 10. Накши-Рустем

User gago_berlin referenced to your post from Большое иранское путешествие. часть 10. Накши-Рустем saying: [...] Большое иранское путешествие. часть 5. Архитектура yura-koshel.livejournal.com/10897.html [...]

Большое иранское путешествие. Тегеран

User rodiemyxer referenced to your post from Большое иранское путешествие. Тегеран saying: [...] Большое иранское путешествие. часть 5. Архитектура yura-koshel.livejournal.com/10897.html [...]

Большое иранское путешествие. Тегеран

User oggokaqi referenced to your post from Большое иранское путешествие. Тегеран saying: [...] Большое иранское путешествие. часть 5. Архитектура yura-koshel.livejournal.com/10897.html [...]

Большое иранское путешествие. часть 28. Иранские рынки

User vakseni referenced to your post from Большое иранское путешествие. часть 28. Иранские рынки saying: [...] Большое иранское путешествие. часть 5. Архитектура yura-koshel.livejournal.com/10897.html [...]

  • 1