Юра Кошель (yura_koshel) wrote,
Юра Кошель
yura_koshel

Categories:

Большое иранское путешествие. часть 17. В поисках Йездских бань


Поблукав ещё немного среди глиняных заборов и стен в поисках бань , выходим к традиционному купеческому дому Кхан-е Лари(или просто-дом Лари). вход 1$ . Кхан-е переводится как дом. Постройка относится к середине 19 века и по архитектуре практически ничем не отличается от музея воды, который мы посетили утром. Разве что проигрывает ему по красоте лепного декора. Во внутреннем дворе стоит старинный дастархан. Дом примечателен тем , что в одной из комнат стены и потолок обклеены фотографиями европейских девушек 19 века в соответствующей одежде. И всё это декорировано узором из мелких зеркал. смотрится забавно и очень нехарактерно для Ирана.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

После дома Лари была ещё небольшая порция глинобитных домов. Очень хотелось выйти на нормальную улицу где ездят машины и ходят люди, но Костя посчитал что хорошего традиционного дома никогда не бывает много и повел нас через эти лабиринты к мавзолею Заде Джафар. Вход в эту мечеть раздельный для мужчин и женщин. Сначала зашли девушки. Потом, обойдя комплекс справа, зашли мы с ребятами. я попытался протащить внутрь штатив, но эта попытка сразу же была пресечена смотрителем на входе и пришлось оставить его вместе с обувью... Фотографии интерьера сделаны Надей в женской половине мечети. Вообще заметил такую закономерность-в мужской части всех мавзолеев постоянно возникали проблемы с фотосъемкой в отличии от женской части где проблем не было вообще, так что учитывайте этот момент. Интерьер выполнен в лучших традициях мастеров Шираза и очень напоминает мавзолей Шах-е Черах. Купол и стены покрыты мозаикой переотражающей миллионы огоньков, по низу стен идет отбивка из зеленого оникса. Смотритель не разрешил мне сфотографировать главный зал и четко следил чтобы я не баловался =). Когда мы вышли на улицу и отошли метров 50, меня догнал работник мавзолея с забытым мной штативом в руках...

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

После Заде Джафар путь наш лежит в общественные бани Йезда. Сегодня они уже не используются по прямому назначению, а служат в качестве музея и места отдыха. здесь можно перекусить, отдохнуть в удобных мягких креслах, попить чайка и расслабиться. Меня прежде всего интересовал очень красивый необычный интерьер. Основная часть бань состоит из двух просторных залов, в одном из которых стоят длинные общие столы и находится бассейн. расположиться можно не только на креслах и стульях, но и на дастархане. За чай и входной билет отдали по 2$ когда уходили. Место очень приятное и неплохо компенсирует огромный массив глинобитной архитектуры просмотренной за день.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Стоит поближе познакомиться с еще одним видом зданий, популярных в Иране. Эти здания используются в иранских городах на протяжении многих столетий, а сегодня превратились в составную часть почти каждой квартиры и каждого дома в мире. Речь идет о бане. Хотя сегодня баня превратилась в составной элемент архитектуры дома или квартиры под названием «ванная», в недалеком прошлом бани были отдельным архитектурным элементом города и строились отдельно.

Сохранившиеся до наших дней бани не только несут на себе оттенок архитектурных стилей различных отрезков истории Ирана, но и содержат в себе ценную этнологическую информацию. бани были постоянным зданием для омывания и очищения тела и соблюдения личной гигиены, но, наряду с этим, бани служили центром для встреч и распространения новостей в Иране. Некоторые из важнейших исторических событий в Иране происходили в банях. Иранские поэты и писатели посвятили бане немало аллегорий и метафор, о бане написано немало занимательных рассказов.

Человек с первых же дней своего существования на Земле, наряду с поиском пропитания, жилья и одежды, занимался личной гигиеной, т.е. умывался и очищал свое тело, повсюду, где имелась вода, в реке, у родника, в уголке пещеры. Этнологические исследования в первобытных общинах говорят о том, что строительство и использование бань в Иране было распространено с древних времен, и иранцы всегда уделяли особое внимание общественным центрам гигиены.
Древнейшая баня в Иране обнаружена на руинах дворцового комплекса Персеполис (Тахти-Джамшид), где, помимо одной общей бани, в каждом из дворцов было по одной частной бане.
Почти все иранские народы на протяжении всех исторических периодов уделяли особое значение чистоплотности и личной гигиене. Чистоплотность имела двойное значение: во-первых, это было очищение тела, а во-вторых, очищение души. Древние храмы в Иране, как правило, строились рядом с текучими водотоками или родниками, и купание и очищение в какой-то степени считалось религиозным обрядом.
Мусульманский историк и путешественник Масуди, живший в 10 веке, в своей книге «Муравведж-аз-захаб» (Распространение религий) упоминает некоторые исторические находки, которые заслуживают немалого внимания. В своей книге он отмечает печати и перстни сасанидского царя Хосрова Парвиза, где повелитель изображен рядом с рекой или во время купания.
Появление Ислама изменило многие политические судьбы и художественные традиции во многих странах, и Иран исключением из этого правила не был. Чистота и чистоплотность имеет в исламском учении особую важность и такие обряды, как обязательный гусл (полное омовение тела), предмолитвенные омовения и ежедневные умывания имеют не только религиозный оттенок, но и большое гигиеническое значение. После прихода ислама в Иран в архитектуре городов и строении таких зданий, как караван-сараи и мечети, выделялись особые помещения для умывания, что, конечно же, приветствовалось простым народом.

Мусульманский историк 10 века Белазери в своей книге «Футух-аль-билад» (Завоевание стран) приводит слова владельца бани в г. Басра (современный Ирак), который оценивает ежедневный доход от своей бани в тысячу дирхемов.
Как явствует из исторических текстов, некоторые архитекторы и строители бань в исламских странах были родом из Ирана и проявляли в сооружении этих важных строений немало вкуса и изящества.
В первые постисламские столетия в разных городах Ирана начало распространяться строительство бань. Так, Азад-ад-даула Дейлами в 11 веке приказал построить пять тысяч бань в одном только Багдаде, на строительстве которых было задействовано около 30 тысяч рабочих.

Заведующие банями старались содержать эти помещения в чистоте, чтобы не повредить их репутацию, проявляя немало щепетильности в отношении чистоплотности своих клиентов. В путевых заметках Насира Хосрова в 12 веке читаем, что этот путешественник после длительного пути основательно запылился и пожелал искупаться в бане в одном из городов, однако в баню его не пустили, пока он не принес с собой чистую одежду, внешний вид которой удовлетворил владельца бани.
По этой же причине в некоторых городах бани сооружались у входных ворот или вдоль базаров и предназначались для путников и рабочих. В правлении Сельджуков, в эпоху расцвета исламской архитектуры, в строительстве общественных заведений вроде бань наблюдается существенное преобразование.

Эта тенденция в той или иной степени продолжалась вплоть до прихода к власти Сефевидов, когда в Иране начали строить красивые, отличающиеся эстетичной внешностью бани. В апогее архитектурного искусства эти бани отделывались различного рода кафельной плиткой и лепными украшениями из гипса.
В путевых заметках известного французского путешественника Шардена говорится, что г. Исфагане во время его проживания имел 163 мечети, 48 медресе, 1082 караван-сарая и 272 бани. Шарден побывал в Исфагане в 17 веке.

С приходом 20 века и коренным изменением образа жизни людей строительство традиционных бань в Иране пошло на убыль, вместо этого все чаще стали сооружаться частные бани или ванные комнаты в домах и квартирах. В настоящее время некоторые исторические бани в Иране превращены в музеи, где туристы и просто любители искусства могут познакомиться с изящным вкусом иранских инженеров и архитекторов, с жизнью простых иранцев в недалеком прошлом. От общественных бань в большинстве городов Ирана сейчас не осталось и следа.
Общественные бани в Иране были не просто местом для очищения тела, а своеобразным центром сходки местных жителей, где они встречались с родственниками и просто знакомыми, улаживали некоторые вопросы, покупали и продавали что-то. Бани также служили местом для традиционного лечения хронических заболеваний, обучения молодежи, обмена полезной информацией.

Этнологи считают, что важнейшими местами, где вести передавались из уста в уста в древнем Иране, были мельницы, базары и бани. Одной из таких вестей, которая навсегда вошла в историю, стала новость о небольшом даре, который султан Махмуд Газневид пожаловал великому иранскому поэту Фирдоуси за его эпическую поэму «Шахнама». В некоторых источниках говорится, что Фирдоуси обиделся на этот скупой подарок и раздал большую часть суммы рабочим бани, таким образом немало унизив султана Махмуда.
К бане также относится печальная история убийства великого иранского визиря Мирзы Таки-хана Амир-Кабира. Амир Кабир (годы жизни 1807-1851) был мудрым и весьма сообразительным политиком, прослужил более трех лет главным визирем при дворе Насереддин-шаха Каджара. Он был окружен при царском дворе корыстолюбивыми и порочными вельможами, которые не могли смириться с его реформаторскими идеями и настроили Насереддин-шаха против визиря. В результате шах издал указ об умерщвлении Амир-Кабира. В тот момент он пребывал в ссылке в саду Фин, в г. Кашане. Шахские палачи зарезали великого политика-реформатора в бане Фин.

И хотя Амир-Кабир провел чуть более трех лет в должности главного визиря, за это время он успел предпринять немало реформаторских начинаний, а его подлое убийство навсегда вписало его имя в историю Ирана. Каждый, кто посещает г. Кашан и прекрасный сад Фин, обязательно заглядывает в баню при этом саде. Историческая баня тесно переплетается в памяти о том прискорбном событии с именем великого государственного деятеля Амир-Кабира.

продолжение следует...

Большое иранское путешествие. часть 1. Исфахан. yura-koshel.livejournal.com/7747.html
Большое иранское путешествие. часть 2. Исфахан. yura-koshel.livejournal.com/9208.html
Большое иранское путешествие. часть 3. Исфахан yura-koshel.livejournal.com/9571.html
Большое иранское путешествие. часть 4. Исфахан итоги yura-koshel.livejournal.com/10334.html
Большое иранское путешествие. часть 5. Архитектура yura-koshel.livejournal.com/10897.html
Большое иранское путешествие. часть 6. Шираз yura-koshel.livejournal.com/11166.html
Большое иранское путешествие. часть 7. Шираз yura-koshel.livejournal.com/11411.html
Большое иранское путешествие. часть 8. Иранский традиционный дом yura-koshel.livejournal.com/11930.html
Большое иранское путешествие. часть 9. Персеполис yura-koshel.livejournal.com/12297.html
Большое иранское путешествие. часть 10. Накши-Рустем yura-koshel.livejournal.com/12565.html
Большое иранское путешествие. часть 11. Пасаргадыyura-koshel.livejournal.com/13055.html
Большое иранское путешествие. часть 12. Ночной Йезд yura-koshel.livejournal.com/13644.html
Большое иранское путешествие. часть 13.  Йезд yura-koshel.livejournal.com/14570.html
Большое иранское путешествие. часть 14. Музей воды Йезда yura-koshel.livejournal.com/14789.html
Большое иранское путешествие. часть 15. Двери Йезда yura-koshel.livejournal.com/15287.html
Большое иранское путешествие. часть 16. Пасмурный Йезд yura-koshel.livejournal.com/15814.html


Tags: Иран, Йезд, дом Кхан-е Лари, мавзолей Заде Джафар, общественные бани Йезда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments