?

Log in

No account? Create an account

заметки дизайнера

Previous Entry Share Next Entry
Жемчужина Кольского Севера Варзуга. часть 6
yura_koshel

Изображение

Вторую половину последнего дня я посвящаю исследованию архитектуры села. Настало время поближе познакомиться с деревянным зодчеством Русского Севера!

Изображение

Изображение

Тропинка уводит меня в сторону от села, вдоль реки к одной из главных достопримечательностей Варзуги- золотому кресту.

Изображение

Ещё в первый день во время разведывательной рыбалки я приметил эти ворота, но оставил их на десерт. Ну а сам крест находится на горе и хорошо виден из любой точки села. К нему ведет деревянный настил, утопающий в ковре из мха.

Изображение

Кое где из земли пробиваются скрюченные низкорослые березки.

Изображение

Надпись на памятной доске гласит:

Изображение

Сокральное тзначение северного поморского креста трудно переоценить. Установка креста-всегда узловая точка в жизни помора, особое событие в жизни, память сердца.

Воздвижение креста-это ясный акт свободной воли человека, открыто заявляющего о выборе своей веры, о своей приверженности памяти предков, о своей идентификации, исторической духовной традицией люда Поморья и Святой Руси в целом. В праздничные дни августа 2009 года варзужане в полной мере реализовали этот благодатный духовный потенциал, доставшийся нам от предков, воздвигнув на месте древнего городища села Золотой Крест Варзуги.

Изображение

Хоть этот крест и молодой, но уже успел обзавестись собственной легендой. Варзужане говорят что если взять с собой из села камень, принести его на гору к кресту и загадать желание, то оно исполнится. Камни можно оставлять как перед крестом, там и забрасывать внутрь деревянного основания через специальные поднимающиеся люки в кровле. С горы
открывается отличный вид на село. Это самая высокая точка в округе.

Изображение

Но тропа не обрывается возле креста, а уходит куда-то в лес.

Изображение

Примерно через 100 метров можно увидеть вот такое сооружение.

Изображение

От этого "голубца", от иконы Господа Вседержителя начинается молитвенный путь , идущий от Золотого Креста Варзуги к святому источнику. Надпись на голубце напоминает о самом главном, о том, что всё в этом мире начинается от Бога и им заканчивается. "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний"

Изображение

До источника примерно ещё 4 км. Он считается целебным, имеет благоустроенную территорию, бурлящие ключи и множество старинных легенд и сказаний. К сожалению, время не позволяло мне прогуляться к этому месту и я оставил источник на следующий свой приезд.

Изображение

назад возвращаюсь той же дорогой-вдоль речки.

Изображение

Изображение

Что касается жилой архитектуры Варзуги, то она достаточно разнообразна. Основным строительным материалом является дерево. Местная древесина не очень хорошо подходит для строительных нужд и зачастую дерево приходилось привозить откуда-то из под Мурманска. В селе есть как простенькие домики-пятистенки, так и более сложные в архитектурном плане
постройки.

Изображение

Изображение

Стадо коров готовится к вечернему заплыву.

Изображение

Возраст большинства домов уже давно перевалил за 100 лет. Жители до сих пор стараются использовать традиционные приемы обработки древесины и строительства. Но не брезгуют и современной строительной пеной при заделке образовавшихся щелей.

Изображение

Изображение

Практически все дома в очень хорошем состоянии. Мне с трудом удалось отыскать покосившиеся избы. Должно быть хозяева умерли или слишком стары.

Изображение

Изображение

Во время Великой Отечественной Войны многие варзужане ушли на фронт защищать нашу Родину. Память об этих отважных людях жива в сердцах их потомков и в центре села установлена памятная стела. Территория вокруг
ухоженная и возле памятника свежие цветы.

Изображение

Одной из главных достопримечательностей Варзуги является Здание Петропавловской церкви на Никольской стороне села. Построено оно в 1864 году. Эта церковь была самой певческой, "намоленной " и любимой прихожанами. С началом репрессий 1937 года службы в ней совершать было запрещено. С началом войны в здании расположили столовую для
военнослужащих, обслуживающих варзужский военный аэродром. После войны храм был приспособлен под склад сельмага и использовался для хранения продуктов. Петропавловская церковь стала второй церковью села Варзуга ( после Успенской), где в 1999 году были возобновлены богослужения. Современный вид храма очень сильно отличается от того что было раньше. Не хватает флигелей и колоколен. Внешне постройка не производит впечатления рабочего храма. Скорее всего её открывают только по большим праздникам.

Изображение

Следующей моей точкой стала расположенная в самом центре села церковь Святителя Николая Чудотворца с приделами пророка Божьего Илии и преподобного Сергия Радонежского.

Изображение

Церковь построена в 1705 году. Это вторая по древности, наряду с Никольской церковью с. Ковды (1705), деревянная постройка на всем Кольском Севере. Во времена большевистских гонений Свято-Никольская церковь одной из первых была конфискована у прихода. С 1934 года в ней размещался колхозный магазин. В 1937 году с колокольни были сброшены и разбиты древние колокола, а она сама завалена с помощью трактора. В 2010 году здание Свято-Никольской церкви было освобождено и готово к началу реставрационных работ.

Изображение

Новые купола из дерева уже изготовлены и лежат неподалеку в ожидании начала работ. При снятии внутренней обшивки была обнаружена спрятанная древняя икона святителя Григория Богослова.

Изображение

Практически перед каждым домом можно наблюдать ещё один тип архитектурного сооружения-баню. Все они очень похожи друг на друга -крохотный пятистенок с низким потолком. Чаще всего располагаются возле реки. Есть совсем старые с закопченными стенами-топить по белому в Варзуге начали относительно недавно. Сегодня в селе уже есть газ, но большинство жителей предпочитает пользоваться проверенными веками деревянными банями.

Изображение

Изображение

Большинство домов обшито деревянной доской и здесь талант местных зодчих проявляется в полной мере. Используются самые разнообразные приемы отделки и декорирования фасадов. Отдельно хотел бы отметить резной декор.
Красная звезда справа от номера дома говорит о том что в этой семье кто-то воевал. Таких звезд в Варзуге очень много.

Изображение

А мы жили вот в этом красивом домике вместе с местной семьей.

Изображение

Вещи собраны, удочки смотаны и разложены по тубусам. Прощаемся с гостеприимными хозяевами и переправляемся на другой берег откуда нас должна забрать машина. Остается самое главное-то что я оставил напоследок-шедевр деревянного храмового зодчества Успенская церковь.

Изображение

Успенская церковь впервые упоминается как предел Никольского храма, восстановленного соловецкими монахами в 1491 году на старом "месте церковном" на Никольской стороне села. Спустя ещё 70 лет, в 1563 году, Успенская церковь уже упоминается как отдельно стоящее здание, возведенное на противоположном, ныне Пречистенском, берегу реки
Варзуга-"церковь, которая уже была с "верхом"(шатром) "

Изображение

В своем нынешнем обличье церковь просуществовала более трехсот лет.

Изображение

В 1999 году здание Успенской церкви закрылось на реставрационные работы и лишь в 2009 году обрело вновь свой первоначальный величественный вид.

Изображение

Успенская церковь кажется удивительной стройной и вовсе не громоздкой, несмотря на свою почти 40-метровую высоту. Силуэт её органически сливается с окружающей природой , повторяя очертания небольших пушистых елей, встречающих гостей на подъезде к селу. По своему масштабу, совершенству форм и времени постройки здание является уникальным. Тем более для столь высоких полярных широт. Эта исключительность, видимо, и позволила сохранить во времена гонений не только само здание Успенской церкви, но и её внутреннее убранство. Но это лишь видимое , житейское объяснение
того, почему не были приняты решения безбожного актива колхоза с предложениями "завалить" эту церковь, не выполнены директивы первых секретарей Мурманского обкома с требованиями немедленно ликвидировать "Этот позор Мурманской области". Церковь сохраняется молитвами тех мучеников, монахов и мирян, что похоронены под её трехсотлетним срубом.
Тех, кто строил эту красоту, кто служил Богу в этих древних стенах, кто всё лучшее что имел в жизни и что мог сделать своими руками, посвящал Господу. Она сохраняется молитвами тех наших предков, которые твердо знали , что село живет до тех пор, пока богатеет не своими домами, а своими церквями.

Изображение

Новые прирубы "бочек" на венцах Успенской церкви являются основой знаменитых "кокошников" , изысканного украшения церкви, этого шедевра северного деревянного зодчества. сейчас они ещё выделяются по цвету древесины, но пройдет пару лет и уже сложно будет распознать новодельные элементы, подарившие храму вторую жизнь.

Изображение

Рядом с крытой галереей доживают свой долгий век старые кокошники, долгое время украшавшие храм.

Изображение

Я очень хотел попасть внутрь, но неожиданно уехавший в Кандалакшу батюшка, забрал с собой единственный ключ от храма... Так что будет ещё один повод вернуться сюда в мае =)

Наша команда занимает места в микроавтобусе и мы покидаем это замечательное 590-летнее село Варзуга. Обратный четырехчасовой путь до Кандалкши пролетает незаметно. В какой-то момент дорогу нам перебегает медведица с медвежатами. Это произошло очень быстро и я даже не успел дернуться, а не то что камеру достать. Ещё пара красивых снимков сделанных на обратном пути

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Поездка в Варзугу оставила очень приятные воспоминания . Я был приятно удивлен тем что люди живут очень хорошо, берегут свои традиции, чтут предков, не бухают, радуются жизни, верят в Бога и растят детей. Село живет и у него однозначно есть будущее. Но прочитав другие отчеты из этих мест я понял что Варзуга скорее исключение из правил, потому что в окрестных селах царит разруха и забвение. Я попробовал выяснить у хозяев дома в чем же их секрет благополучия. Оказалось что всё просто. Чтоб жить хорошо нужно мало бухать и много работать. Жители села трудятся в
местном совхозе, в рыболовных артелях выходящих на промысел в Белое море и так по местному по чуть-чуть. Львиная доля доходов приходится на поломнический и рыболовный туризм. Как-то у меня завязался разговор с Мариной- хозяйкой дома в котором мы жили- мне никак не давало покоя то что местные не держат никакой живности. Были кролики у кого-то несколько лет назад, но сейчас совсем нет. А как же коровы? спрашиваю я. Женя ( хозяин) улыбается, показывает на реку и говорит-вот наша самая главная корова, протяженностью 254 км =) И действительно, людей кормит река. С давних времен она являлась основным источником пищи-в реку заходит семга. Сегодня семгу охраняют как зеницу ока, потому что у людей есть понимание того что без неё село погибнет как и всё вокруг. Ежегодно в село приезжают иностранные туристы которые готовы оставлять безумные деньги за то чтобы им дали поймать на спиннинг 3-4 рыбки по строгим присмотром. Целая индустрия туризма- рыбинспектора, пилоты вертолетов, лодочники и просто жители села живут на эти деньги целый год. Кроме иностранцев приезжают и русские. Для них всё стоит в десятки раз дешевле, но всё равно какие-никакие деньги да оставляют. Кроме этого у людей есть ещё и постоянная работа. Например, Марина работает сельским фельдшером. Лечит людей и принимает роды. Зарплата небольшая, но с учетом всех северных и полярных коэффициентов получается около 20 тысяч рублей в месяц. Тратить эти деньги в селе особо не на что-нет ни театров, ни кино, ни ресторанов. Правда есть один музей-народного промысла. Ключи от него хранятся у Жени и за вход платить не надо =) Сам же Женя занимается кладкой печей. Спрос на его услуги постоянный. Большая часть мужского населения в разные времена успела поработать рыбинспетором на реке. А ещё мне там попалась одна интересная профессия-баянист. Старенький дедушка ( у которого я покупал бу-шные блесны, выловленные им из реки по низкой воде) рассказывал что он постоянно выступает на корпоративах и для иностранцев. По его словам, даже в Москву несколько раз вызывали играть для руководство какой-то
солидной фирмы =)

Вот так и живет Варзуга. Надеюсь вернуться туда в мае чтобы познакомиться поближе с серебрянкой и досмотреть другие
достопримечательности,коих там ещё предостаточно, а пока что всё, мой отчет окончен!

Приятно путешествовать по России, но дорого! Немного о ценах. Билеты Москва-Кандалакша-Москва -9000 ( купе) , Микроавтобус Кандалакша-Варзуга-Кандалакша -12 000 за восьмиместный микроавтобус(делится на всех). Проживание-450 рублей в сутки, питание -450 рублей, лицензия поймал-отпустил- около 1000 в сутки с человека, лодка с бензином -ещё около 1000 рублей на человека за 3 дня. Ну и, как говорится, удовольствие полученное от рыбалки-бесценно!

часть 1
часть 2
часть 3
часть 4
часть 5


  • 1
Шикарный и познавательный пост!Спасибо!

Пожалуйста! Рад что понравилось

Такие сочные фотографии!Спасибо!!!Давно хотела побывать на севере, а сейчас прямо очень захотелось туда поехать)))

И вам спасибо! А вот прямо сейчас не стоит, там уже прохладно. Лучше дождитесь лета и поезжайте. Получите массу удовольствия! Зимой в Варзуге стоит полярная ночь и бывает северное сияние!

На полярное сияние наверное тоже стоит посмотреть!

Фотки супер! Спасибо, Юрий! Но насчет рыбалки и рыбы очень много неточностей. Маленький пример - 20000 особей - это скорее стадо всего Кольского полуострова, а не одной замечательной Варзуги)) Если интересно, могу поделиться)

И вам спасибо за внимание и замечание. Мне очень интересно-поделитесь пожалуйста.

  • 1